EXPERIENCE IN THE OPERATION OF ABSORPTION AND BIOCHEMICAL PLANTS (ABCI) FOR THE PURIFICATION OF VENT AIR FROM FORMALDEHYDE AT JSC " VITSEBSKDREV»

N. N. Vit, Chief Engineer " Industrial ecological systems»

Glushen E. M., Candidate of Biological Sciences, Head of the Department. Laboratory of Environmental Technologies of the National Research University " Institute of Microbiology of the National Academy of Sciences of Belarus»

Groshev I. M., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of TSL of JSC " Vitsebskdrev»

Introduction

The technological processes of manufacturing chipboard and MDF boards are accompanied by the release of harmful organic substances into the air, the most common and toxic of which is formaldehyde. Technically, the problem of preventing the release of formaldehyde into the atmosphere is solved with the help of ABCI (Fig. 1).





Fig. 1. Chief engineer of UE "Industrial ecological systems" Vit N. N. u maketa ABCI

  1. How ABCI works

Ventilation air purification in absorption and biochemical plants (Fig. 2) is based on natural processes. The first is that most harmful volatile organic compounds( VOCs), including formaldehyde, are highly soluble in industrial water. The second is based on the ability of specially selected and adapted microorganisms to use organic substances dissolved in water as food sources. The collection of microorganisms-destructors of the Laboratory of Environmental Biotechnologies of the Institute of Microbiology of the National Academy of Sciences of Belarus includes more than 500 strains capable of degradation of a wide range of volatile organic compounds.                                 





Fig. 2 General view of the ABHU with a capacity of 30,000 m for vent air3/h.
1-fan, 2-scrubber, 3-sludge sump, 4-bioreactor, 5-drop catcher, A and B – vent air inlet and outlet.

In the process of their consumption by microorganisms, complete mineralization occurs with the formation of water and carbon dioxide. In a scrubber with a movable ball nozzle, harmful substances are captured using an aqueous absorbent, and in a bioreactor, they are neutralized. Microorganisms are introduced into the bioreactor once before the start of operation of the plant in the form of concentrated biomass. Circulation of the solution in a closed circle "scrubber-bioreactor" prevents the formation of industrial runoff. The plants are equipped with a device for removing sludge and condensation substances.

2. Cleaning of vent vents from formaldehyde at JSC " Vitsebskdrev»

2.1. Selecting the cleaning method

In 2014, a line of IMAL (Italy) for the production of MDF/NDE fiberboard was installed at JSC "Vitsebskdrev". During the pre-commissioning work, due to the use of urea resin as a binder during dry pressing, formaldehyde emission was observed in the air environment of the workshop, which required the use of ventilation and exhaust ventilation with a capacity of 90,000 m.3 of air per hour. Due to the high background concentrations of formaldehyde in the surface layer in the territories adjacent to the enterprise, the project organization justified the need to use gas-collecting equipment. When choosing the cleaning method, it was also necessary to take into account the presence of methanol, ammonia, water and oil vapors, wood fibers and resinous substances in the vent air. The administration of the enterprise considered the possibility of using plasma-catalytic or absorption-biochemical [1] purification methods. The choice of a supplier of gas cleaning equipment was determined by information about the negative experience of solving this environmental problem at JSC "Cherepovets Plywood and Furniture Plant" through the use of plasma-catalytic gas convectors, while the degree of formaldehyde neutralization did not exceed 10%. Retrofitting the gas convectors with two additional stages of cleaning (dedusting and cooling) did not change the situation. Gas-discharge cells of convectors lost their functionality during several hours of operation due to the deposition of condensation and suspended substances on their surface [2]. Due to the lack of functionality, the gas convectors were replaced with two ABCI (Fig. 3) with a total capacity of 54,000 m for vent ai3/h, which allowed the company to reach the standards of the MPI. Additionally, waste water containing formaldehyde is fed to the ABCI water absorbent regeneration system for neutralization.

Fig. 3 Cleaning of the vent air from the Dieffenbacher chipboard press.
ABCI has been in operation since 2012.
Fig. 4. Gas cleaning complex in the installation stage.
It was put into operation in 2015.

2.2 Operational parameters of ABCI

UE "Industrial Ecological Systems" designed, taking into account the dimensions of the allocated room, manufactured and put into operation a gas cleaning complex (Fig.4), consisting of three ABCI with a single capacity of 30,000 m3/h. The complex is equipped with an automated control system for the technical process of gas cleaning.

Highly effective microorganisms-formaldehyde destructors Rhodotorula sp-were used to charge the bioreactors. BFF-1 and Rhodococcus opacus FF 3-1 (Fig. 5).

After two years of operation of the gas-cleaning complex, studies of absorption solutions of active bioreactors were conducted, which showed a high rate of microbial destruction of the toxicant, which is confirmed by a sufficient concentration of the biomass of microbial destructors in the absorbent (1 million cells / 1 ml of solution), a decrease in formaldehyde in the samples under study (up to 0.05 mg/ml), as well as a low COD index. The study of microorganisms from the bioreactor showed the presence of morphological features inherent in the microorganisms of the genus Rhodococcus, used when launching the bioreactor. The absorption solution also contained an acceptable amount of contaminated microflora consisting of microorganisms of the genera Bacillus and Pseudomonas.

During 5 years of operation, the passport characteristics of the complex (Table 1) remain stable.

Table 1

ParameterExplanation
1FunctionalityThe passport characteristics are preserved throughout the entire service life.
2Stability of the regeneration systemProvide highly active strains. The concentration of microorganisms in the water absorbent is self-regulated depending on the amount of incoming nutrition (VOCs).
3EfficiencyThe degree of capture of formaldehyde – 75-85%, suspended solids-94-98%.
4Energy consumption per 1000 m3 ventvozduhaFan and pump power – 1.3-1.7 kW. Compressed air flow rate 1-1. 5 nm3/h.
5ConsumablesЛОС поступающие с вентвоздухом. Вода технического качества для компенсации влагоуноса 0,1 – 1,5 м3/сутки. Биогенные добавки (минеральные соли) 20 – 40 кг/год.
6Environmental friendlinessNo by-products are formed that require additional neutralization
7MaintenanceНе требуется наличие постоянного оператора.
8Repair frequencyThere are no components with intensive wear. The fan and water pump are subject to repair.

It is possible to note the fire and explosion safety of ABCI. In 2018, due to a fire on the processing line, the bioreactors and the sludge sump received the products of incomplete combustion of the stove, which required additional measures to remove the sludge, while the functionality of the complex was not violated.

Conclusions.

Absorption and biochemical installations are time-tested environmental protection equipment that can be recommended for the implementation of the national project of the Russian Federation "Ecology" in the field of atmospheric air protection at enterprises

Literature:

1. Handbook of 2019 "Industrial cleaning of emissions". Appendix to the journal "Ecology of production" "Absorption and biochemical installations for cleaning ventilation air from volatile organic compounds". Yu. P. Shapovalov, A. S. Galibus, A. I. Sudarev, E. M. Glushen; pp. 2-13.

2. LesPromInfo/ "CHFMK - territory of care" 2013 No. 4 (94) p. 118-129

Н.Н.Вит, гл.инженер «Промышленные экологические системы»

Глушень Е.М., к.б.н., зав. лабораторией природоохранных технологий ГНУ «Институт микробиологии Национальной академии наук Беларуси»

Грошев И.М., к.т.н., доцент, начальник ЦЗЛ ОАО «Витебскдрев»

Введение

Технологические процессы изготовления плит ДСП и МДФ сопровождаются выделением в воздушную среду вредных органических веществ, самым распространенным и токсичным из которых является формальдегид. Технически проблема предотвращения выброса формальдегида в атмосферу решается с помощью АБХУ (рис.1).





Рис.1. Главный инженер УП «Промышленные экологические системы» Вит Н.Н. у макета АБХУ

  1. Принцип работы АБХУ

Очистка вентиляционного воздуха в абсорбционно-биохимических установках (рис. 2) основана на естественных природных процессах. Первый заключается в том, что большинство вредных летучих органических соединений (ЛОС), в том числе и формальдегид, хорошо растворимы в технической воде. Второй основан на способности специально селекционированных и адаптированных микроорганизмов использовать в качестве источников питания растворенные в воде органические вещества. Коллекция микроорганизмов-деструкторов лаборатории природоохранных биотехнологий Института микробиологии НАН Беларуси включает более 500 штаммов, способных к деградации широкого спектра летучих органических соединений.                                 





Рис.2 Общий вид АБХУ производительностью по вентвоздуху 30 000 м3/ч.
1 – вентилятор, 2 – скруббер, 3 – шламоотстойник, 4 – биореактор, 5 – каплеуловитель, А и В – вход и выход вентвоздуха.

В процессе их потребления микроорганизмами происходит полная минерализация с образованием воды и углекислого газа. В скруббере с подвижной шаровой насадкой при помощи водного абсорбента происходит улавливание вредных веществ, а в биореакторе – их нейтрализация. Микроорганизмы вводятся в биореактор один раз перед началом эксплуатации установки в виде концентрированной  биомассы. Циркуляция раствора по замкнутому кругу «скруббер-биореактор» предотвращает образование производственного стока. Установки оснащены устройством вывода шлама и конденсационных веществ.

2. Очистка вентвыбросов от формальдегида на ОАО «Витебскдрев»

2.1. Выбор метода очистки

В 2014 г. на ОАО «Витебскдрев» была смонтирована линия компании IMAL (Италия) по производству древесноволокнистых плит MDF/НДЕ. При проведении пуско-наладочных работ, в связи с использованием при сухом прессовании в качестве связующего карбамидной смолы, наблюдалась эмиссия формальдегида в воздушную среду цеха, что потребовало применения вентукрытия и вытяжной вентиляции производительностью 90 000 м3 воздуха в час. В связи с высокими фоновыми концентрациями формальдегида в приземном слое на прилегающих к предприятию территориях, проектной организацией была обоснована необходимость применения газоулавливающего оборудования. При выборе метода очистки необходимо было учитывать также наличие в вентвоздухе метанола, аммиака, паров воды и масла, древесных волокон и смолистых веществ. Администрацией предприятия рассматривалась возможность применения плазменно-каталитического или абсорбционно-биохимического [1] методов очистки. Выбор поставщика газоочистного оборудования определила информация об отрицательном опыте решения данной экологической проблемы на ЗАО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» посредством применения плазменно-каталитических газоконвекторов, при этом степень нейтрализации формальдегида не превышала 10%. Дооснащение газоконвекторов двумя дополнительными ступенями очистки (обеспыливания и охлаждения) ситуацию не изменило. Газоразрядные ячейки конвекторов теряли свою функциональность в течение нескольких часов эксплуатации из-за отложения на их поверхности конденсационных и взвешенных веществ [2]. По причине отсутствия функциональности газоконвекторы были заменены на две АБХУ (рис.3) общей производительностью по вентвоздуху 54 000 м3/ч, что позволило предприятию достичь нормативов ПДВ. Дополнительно в систему регенерации водного абсорбента АБХУ подаются для нейтрализации сточные воды, содержащие формальдегид.

Рис.3 Очистка вентвоздуха от пресса ДСП фирмы «Диффенбахер».
АБХУ эксплуатируется  с 2012 г.
Рис.4. Газоочистной комплекс в стадии монтажа.
Введен в эксплуатацию в 2015 г.

2.2 Эксплуатационные параметры АБХУ

УП «Промышленные экологические системы» спроектировало с учётом габаритов выделенного помещения, изготовило и ввело в эксплуатацию газоочистной комплекс (рис.4), состоящий из трех АБХУ единичной производительностью 30 000 м3/ч. Комплекс оснащен автоматизированной системой управления техническим процессом газоочистки.

Для зарядки биореакторов были применены высокоэффективные микроорганизмы-деструкторы формальдегида Rhodotorula sp. ВФФ-1 и Rhodococcus opacus ФФ 3-1 (рис.5).

После двух лет эксплуатации газоочистного комплекса были проведены исследования абсорбционных растворов действующих биореакторов, которые показали высокую скорость микробной деструкции токсиканта, что подтверждается достаточной концентрацией биомассы микроорганизмов-деструкторов в абсорбенте (1 млн. клеток / 1 мл раствора), убылью формальдегида в исследуемых образцах (до 0,05 мг/мл), а также низким показателем ХПК. Исследование микроорганизмов из биореактора показало наличие у них морфологических признаков, присущих микроорганизмам рода Rhodococcus, использованных при запуске биореактора. Абсорбционный раствор содержал также допустимое количество контаминируюшей микрофлоры, состоящей из микроорганизмов родов Bacillus и Pseudomonas.

В течение 5 лет эксплуатации паспортные характеристики комплекса (таблица 1) остаются стабильными.

Таблица 1

ПараметрПояснение
1ФункциональностьПаспортные характеристики сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
2Стабильность системы регенерацииОбеспечивают высокоактивные штаммы. Концентрация микроорганизмов в водном абсорбенте саморегулируется в зависимости от количества поступающего питания (ЛОС).
3ЭффективностьСтепень улавливания формальдегида – 75-85%, взвешенных веществ – 94-98%.
4Энергозатраты на 1000 м3 вентвоздухаМощность вентилятора и насоса – 1,3-1,7 кВт. Расход сжатого воздуха 1-1,5 нм3/ч.
5Расходные материалыЛОС поступающие с вентвоздухом. Вода технического качества для компенсации влагоуноса 0,1 – 1,5 м3/сутки. Биогенные добавки (минеральные соли) 20 – 40 кг/год.
6ЭкологичностьНе образуются побочные продукты, требующие дополнительной нейтрализации
7ОбслуживаниеНе требуется наличие постоянного оператора.
8Периодичность  ремонтаОтсутствуют составные части с интенсивным износом. Ремонту подлежат вентилятор и водяной насос.

Можно отметить пожаро- и взрывобезопасность АБХУ. В 2018 году вследствие возгорания на технологической линии в биореакторы и шламоотстойник попали продукты неполного сгорания плиты, что потребовало дополнительных мер по удалению шлама, при этом функциональность комплекса нарушена не была.

Выводы.

Абсорбционно-биохимические установки – проверенное временем  природоохранное оборудование, которое может быть рекомендовано для исполнения национального проекта Российской Федерации «Экология» в области охраны атмосферного воздуха на предприятиях деревообработки.

Литература:

1. Справочник 2019 г. «Промышленная очистка выбросов». Приложение к журналу «Экология производства» «Абсорбционно-биохимические установки для очистки вентиляционного воздуха от летучих органических соединений». Ю.П.Шаповалов, А.С.Галибус, А.И.Сударев, Е.М.Глушень; стр.2-13.

2. ЛесПромИнфо/ «ЧФМК – территория заботы» 2013 №4 (94) стр.118-129